Завести автомобильный двигатель с помощью мобильного телефона? Это уже не фантастика!
Долгое время ученые сосредоточены на изобретении технологий, позволяющих сочетать компактность и высокий потенциал. Сегодня эти стремления все чаще венчаются успехом. Еще весной 2013 года иллинойские исследователи заявили о возможности минимизации размеров аккумуляторных батарей литий-ионного типа с одновременной максимизацией их характеристик. На чем основывалось такое заключение, и каких результатов удалось достичь впоследствии?
Учитывая опыт своих коллег по созданию микрокатодов аккумуляторов, способных получать полный заряд за поразительно короткое время, группа ученых под началом Джеймса Пикула разработали аналогичную структуру анода и изобрели вполне простой и доступный с финансовой точки зрения способ объединения этих миниатюрных элементов батареи, что обеспечило ей малогабаритность и небывалые характеристики. «Наше достижение в области энергоаккумулирования сродни тому эффекту, который в сфере космических исследований в свое время произвел первый полет в космос», – комментирует это открытие сам руководитель научного проекта.
Помимо впечатляющей способности новых аккумуляторов заряжаться в тысячи раз быстрее наилучших образцов нынешних литий-ионных АКБ, особый резонанс вызвало утверждение изобретателей , что сверхвысокая емкость таких батарей может позволить водителю использовать свой мобильный телефон, точнее его батарею, для зарядки севшего авто аккумулятора до уровня, необходимого для запуска двигателя. При этом, как заверяют ученые, энергии в аккумуляторе телефона хватит и для его дальнейшего функционирования.
Воодушевленные такими перспективами, ми решили проследить последующие успехи на этом поприще. Выяснилось, что их пока очень мало – практически никаких. Перед учеными все еще стоит задача устранения проблемы быстрой потери новой батареей свое емкости с каждым циклом заряда-разрядки. Так, во время тестирования экспериментальный образец АКБ после 15 циклов сохранил лишь 64% своей исходной емкости, а с каждым новым циклом терял приблизительно 5%. Еще одной задачей разработчиков является поиск универсального электролита. Пока его роль выполняет горючий состав, что сокращает сферу применения новых батарей из-за невозможности их использования в критичных установках и приборах, которые работают в экстремальных условиях.
Конечно, на технологическое усовершенствование новых батарей пойдет много времени, однако сам факт создания такого устройства накопления энергии является прорывом. Недостатки известны, а это уже начало пути по их исправлению. Так что будем надеяться, что малогабаритные источники электрической энергии, обладающие большой емкостью, скоро войдут в наш обиход.